Пожалуй, анализ ГП — самый долгожданный, осознанный и не стремящийся навязать точку зрения — объективность и созидательная наивность, надеюсь очень, останутся до конца в этом «посыле» о величайшей книге 20 века и фильмах в частности.
Фильмы о Гарри Поттере являются фантастическими экранизациями, чья мощь зрелищности, актуальность неразрывно связаны с книгами, однако могут самостоятельно донести всю концепцию. Мне кажется, будто ГП — версия библейского сказания, адаптированная под детей 90ых, чтобы через современную призму донести этические ценности, которые не так часто закладываются даже в семьях.
«А Библию прямо все читают… сутками…»
Помните жанр «жития»? Жизнеописания тех, кого причисляли к лику святых, тяжести их судеб и жизнь в смирении, победившем страсти и страхи, приведшие к пониманию истинной догмы бытия — любви, всепрощающей, жертвенной, храброй, любви не вопреки, а во имя…
«- Мне кажется я становлюсь плохим!
— Нет, ты не плохой человек, Гарри, ты просто тот, с которым случилось очень много плохого.»
Знающий цену дружбе, натерпевшийся от малодушия слабых, имеющий отважное любящее сердце, юный волшебник, добровольно принимает смерть.
«Жалей живых, а особенно тех, кто живет без любви…» — так учит Дамблдор Гарри, такой внегласный посыл наполняет всю историю о Гарри Поттере подобно Священному писанию.
Воскрешения души не произошло. Это выбор мальчика — быть сильнее и вернуться или сдаться. А вовсе не бессмертие или возвращение после удара смертоносным заклятием Темного лорда — награда за принесение в жертву себя ради друзей. В любви нет условий, в жизни и смерти нет никаких условий — об этом говорит история о Гарри Поттере. Все ее части.
Ну и это всего лишь конец 8 фильма «Гарри Поттер и дары смерти», а ведь есть еще целых 7 восхитительных самобытных историй, переплетенных друг с другом с самого начала.
Не покидает идея о том при просмотре, что «все происходит одновременно». И в этом суть. Эйнштейн как-то говорил об этом, будто времени нет в понимании том, которое нам удобно и привычно — временная спираль не может быть линейна по горизонтали или вертикали — «все происходит одновременно», формирует пространства, где мы в разном возврате, разной жизненной роли, где прошлое влияет на будущее, а будущее на настоящее, где нет промаха и «бездействие» способно сломать цепочку из связей…
В эпосе о Гарри Поттере идея 2 миров переплетается настолько с альтернативным восприятием пространства в целом, что это заставляет задуматься об энергетике мест и пребывания человека в них в целом.
Хочется выделить идею каждого фильма или книги, кому как нравится, части истории ГП:
1. Гарри Поттер и философский камень.
Только аскет может иметь власть в своих руках. Я думаю так. Я думаю, что политическая, педагогическая, право вето, охранительная и другие формы власти и влияния, отвечающие за «функцию торможения страстей человеческих», просто обязаны быть у аскетичных людей, которым не нужна власть, которые не имеют амбиций, которые лишены желания доминировать и ставить себя выше собственных комплексов и стремлений. В этом заложена удивительная идея о формировании любого института, строя…
«- Но, профессор, а как камень оказался у меня?
— А в этом, Гарри и заключается, как мне кажется, одна из лучших моих идей — камень мог взять только тот, кто не хотел бы им воспользоваться в личных целях.»
Этот фантастический крохотный диалог просто Бомба! На заметку бюрократам и сановникам…
Кстати, в 7 фильме раскрывается смысл этого сказанного Дамблдором Гарри, ведь он сам, будучи величайшим волшебником всех времён, знал, что наделён тщеславием, а это порок, который профессор Альбус Дамблдор контролировал в себе на протяжении всей жизни, занимая позицию «лидера второго плана», однако самого могущественного, которого «по делам его» видели и восхищались.
2. Гарри Поттер и тайная комната.
Подростки. Школа-пансион… Первые эмоции, первые ответственности за осознанный выбор.
« … что только может сделать дневник в руках маленькой глупой девочки…»
Эта часть призвана укрепить дружбу между Гарри, Роном, Гермионой, показать стороны Героев фильма, их предпочтения.
Эта экранизация книги о великой дружбе, об истоках величайшей любви. Наверное, идея-основа в том, что любовь с пониманием всех сторон человека — самая настоящая, преданная, необходимая. В ней спасение, искупление, без дружбы она невозможна.
Интересен персонаж профессора Локонса — самодура-идиота, присвоившего себе подвиги других людей, имеющего недюжинные способности лишь в области заклятья забвения — так истинные герои забывали свои достижения.
Важным представляется раскрытие способностей героев, битва с собой за пределами допустимых возможностей — вот что здорово наблюдать, о чем стоит задуматься и в жизни в целом… и что мотивирует нас быть сильнее, лучшее, умнее, мудрее, быстрее… ответ снова: ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА.
В самом названии «тайная комната» много иносказания: каждый человек мечтает о такой комнате, где он может быть таким, какой он есть, делать то, что он хочет, например, пройти испытание Храбростью, победить злую змею ради родного человека, отдать свою жизнь ради тех, кому их жизнь ещё будет нужна.
3. Гарри Поттер и узник Азкабана.
Честно, очень постараюсь сохранить объективность. Дело лишь в том, что третья часть саги о Гарри Поттере — моя любимая. Настолько сильно понятная и близкая мне лично, что в этой части иногда хочется своё отрочество отождествлять с жизнью мальчика. Хотя я не мальчик . Но не суть.
Гарри 13, а он будто всегда был взрослым. Его поступки, природный такт, умение прощать и смирение — отражение души мудрой, зрелой. Часто думаю, может ли человек вырасти? Сомневаюсь. Человек может постареть. Стать взрослым — никогда. Это или дано и передано, или этому можно научиться методом ошибок и набивания шишок, к годам 70-80, и то не всегда…
Человек часто лишён детства. И всегда ли нужно оно? Вопрос пока для меня лично без ответа.
В этой части Гарри узнаёт, что у него есть крестный, что он был лучшим другом его отца и что он предал его и маму Гарри, из-за чего малыш остался сиротой в детстве и попал к дяде и тете «неволшебникам».
13-летний человек узнаёт о том, что такое первая боль, первое желание отомстить, первые пороки и раздирающие помысли, входит в такое амбивалентное, отчуждённое состояние. Ему кажется, будто он один, будто никто не поймёт.
Подростки часто в пубертатный период Думают именно так. Часто ломаясь от первых «больно на душе», они остаются на всю жизнь не живущими, а существующими, со всеми и без всех. Одинокими в душе. И это статистика…
Очень нравится, что в этом фильме Альфонсо Куароно — один из лучших режиссеров мира, совершенно не детских и глубоких картин — показал правильно идею «одновременности времён», просто словно вытащил из книги, из наших закромов разума, ведь это правда, и тема времени очень многогранна, и показал, дал надежду…
«Надрыв» — это слово преследует зрителя, когда смотришь «Узник Азкабана».
Впервые Гарри сталкивается с дементорами — воплощением боли и страхов, самых потаённых и мощных мучителей души. Он становится одержим идеей «не бояться страха».
Борьба с собственными страстями — ключевое назидательное послание Священного писания. И в этом есть тончайшая суть книги и фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана».
«- Гарри, ты большего на свете боишься страха. Ты гораздо храбрее, чем я думал!»
Реплика профессора Люпина. Очередной проводник Гарри на пути к полному освобождению от своего «я», которое ещё предстоит спустя 4 последующих части.
Здесь раскрывается ответ на вопрос из первой «а был ли бы юный волшебник с такой душой, если бы он воспитывался не в мире обычных людей, почивав на лаврах особенного ребёнка, который избавил волшебный мир от Темного лорда?». Думаю, был бы. И ответ даётся в самом конце…
Это в генах.
История перехода и понимание концепции фильмов начинается с 4 части саги. Поэтому 4 части хочется разобрать в отдельной рецензии на каждую.
Благодарю за внимание 🙂
Добавить комментарий